По мнению китайцев, самое важное достоинство сада – его естественность. В саду всегда должны быть слегка заросшие тропинки, журчащие ручейки, камни и другие признаки некоторого запустения. А в это царство природы органично вписываются следы человеческой деятельности: Стены стандартного сада в Китае имели белый цвет. Это позволяло использовать стену как своеобразный фон для графических «шедевров» природы: на ней можно было, например, созерцать тени цветов или бамбука. Цветы, деревья и травы В саду обычно выращивали цветы, некоторые плодовые деревья и целебные травы. Особый почет оказывали: Немало было в Китае и любителей декоративных цветов: «Выбирать цветок – все равно что выбирать себе друга», – писал один китайский ученый. Декоративные камни и сооружения из них Рядом с водой – всевозможные камни. Установка декоративных камней и сооружение каменных горок в садах было в Китае особым ремеслом. Ценилась игра цветов, прожилки на их поверхности, наличие пустот и отверстий и даже способность издавать чистое звучание, если ударить о камни железной палочкой. Даже в домах на специальных подносах лежали декоративные камни. Знатоки рассуждали о красоте камней, из них складывали целые горки и тогда можно было не только созерцать камни, но и проходить через них. Гармоничное жилище А что же человеческое жилище? Оно гармонировало саду. Китайские архитекторы считали, что дома не должны отличаться сложностью конструкции и богатством отделки. Будет достаточно, если они просто укрывают от непогоды. Но мастерство зодчего заключается в том, чтобы дом был построен к месту.Важно было создать у себя в доме условия для вдумчивого, мудрого созерцания, которое может принести душе просветленность и мир. Созерцание, по китайским понятиям, должно быть актом духовного пробуждения. Что же может привести нас к просветленности духа? Только одно: прозрение ограниченности всякого опыта, обманчивости всяких представлений. Вещи – трамплин для духа Виды китайского сада как раз и служат этой цели: они уводили за пределы ранее виденного. Играя с нашим восприятием пространства, китайские знатоки ландшафтной архитектуры умело сводили воедино дальний и ближний планы, как бы спрессовывая перспективу или, наоборот, создавали картину необъятных далей в границах крохотного дворика. «В малом прозревай великое», – излагал один из них принципы своего искусства.
Источник: